С началом пандемии COVID-19 количество посетителей в HoReCa и ретейле снизилось — конкуренция между заведениями стала еще острее. Какие приемы в оформлении интерьеров побуждают людей заходить внутрь торговых помещений? Что помогает сделать привлекательными даже «сложные» посадочные места в кафе и ресторанах? Про особенности разработки дизайна для B2B рассказали учредители белорусско-турецкой семейной компании Green Studio Екатерина и Сабри Сарычопур.
— Дизайн заведения — это не про «сделайте мне красиво». Дизайн для бизнес-пространств — это прежде всего инструмент, при помощи которого можно достичь эффективных результатов: от привлечения внимания клиентов до увеличения времени пребывания посетителей и среднего чека.
Концептуальный дизайн позволяет заведению выгодно презентовать свои товары или услуги и выделяться среди конкурентов. Ваше заведение превращается в своего рода бренд-платформу, которая связывает бизнес-концепцию, маркетинговую стратегию и искусство. Но стоит иметь в виду, что в среднем у вас есть где-то 30 секунд, чтобы «зацепить» гостя.
Мы накопили большой опыт в работе с дизайном помещений для бизнеса в ретейле, HoReCa, индустрии гостеприимства (гостиницы, спа) — хотим поделиться им и дать несколько советов.
«Гости ценят оригинальные нововведения»: дизайн как бизнес-инструмент
Грамотное дизайн-проектирование для бизнес-пространств позволяет:
1. Создать долгоиграющую концепцию заведения. Считается, что в среднем ресторанный дизайн-проект сохраняет актуальность около 3−5 лет, после чего его нужно менять. Причины могут быть различными: от роста конкуренции в нише до развития самого заведения.
Не бойтесь меняться — гости ценят новые актуальные форматы или оригинальные нововведения. Но пусть это будут перемены не только внешние: вы можете сделать редизайн помещения частью вашей маркетинговой стратегии на ближайшие годы.
2. Снизить риски получить «что-то не то». Дизайн-проект позволяет заранее увидеть, как будет выглядеть пространство, предусмотреть и вовремя скорректировать все нюансы. Например, в процессе создания проекта вы можете понять, что возможности зоны, в которой планировалось разместить станцию официанта, диджея, сцену и несколько посадочных групп, меньше, чем казалось, и подыскать более подходящее решение.
3. Сформировать бюджет на реализацию. Зная стоимость материалов и каждого элемента в дизайн-проекте, бюджетом можно эффективно управлять.
4. Грамотно использовать полезную площадь. Например, можно преобразовать нерентабельные транзитные зоны в комфортные посадочные места при помощи правильного освещения и зонирования.
5. Представить бренд заведения в экстерьере. Есть немало примеров в Минске, когда в темное время суток найти заведение сложно, потому что оно никак не обозначено, кроме вывески. Но кафе, бар, ресторан могут и должны заявлять о себе узнаваемым и привлекательным внешним видом.
Например, в одном из недавних проектов мы использовали такие приемы, как предметный дизайн, концептуальные арт-объекты. Большая неоновая акула, которую мы расположили в центре зала, в итоге стала работать как в интерьере, так и в экстерьере: заведение притягивает внимание не только прохожих, но даже автолюбителей, которые движутся по проезжей части.
«Это „прокачка“ сарафанного радио»: расставляем акценты
На какие моменты следует обращать внимание в дизайн-проектах:
1. Экстерьер и входная группа — это первое, на что обращают внимание гости, принимая решение о том, стоит заходить внутрь или нет. Элементы экстерьера должны обладать притягательным эффектом и рассказывать о заведении с первых секунд. Еще до того, как гость войдет в помещение, он должен успеть почувствовать общий стиль и атмосферу.
2. Атмосфера и эмоции. В планировании декора заведения важен эффект погружения. Когда вы как гость посещаете кафе или ресторан, большое значение имеют декор, свет, музыка, запахи, акценты, фактуры, цветовая гамма. Все это должно работать в едином ансамбле.
3. Акустика пространства также влияет на комфорт и атмосферу. При этом люди могут не понимать, что ощущение дискомфорта в какой-то мере связано с акустикой, просто будет создаваться ощущение, что в заведении «как-то неуютно» или «от этого кафе болит голова». Улучшить акустику можно с помощью специальных изолирующих панелей либо различных звукопоглощающих отделочных материалов и текстиля.
4. Озеленение. Применение искусственных растений в заведениях (особенно там, где мало естественного света, перепады температур и влажности) уже стало необходимостью, однако гость не должен сразу видеть, что растения не живые.
Профессиональное озеленение на основании дизайн-проекта и современные технологии почти нивелируют разницу между живыми и искусственными растениями.
5. «Сложные зоны». В каждом заведении есть места, в которых некомфортно проводить время: столики около входа, кухни, санузлы, транзитные зоны. Задача дизайнера — преобразовать нерентабельные посадочные места в притягательные и комфортные. Например, места с посадками около входа в санузел обычно пустуют; как сделать так, чтобы эта зона тоже работала? Можно установить инсталляции с подсветкой, а также применить зонирование.
6. Особенности применения материалов и мебели. Дизайн для общественных заведений должен учитывать высокие нагрузки, поэтому важно использовать материалы с необходимыми характеристиками. Например:
- При выборе материалов для напольных покрытий обращаем внимание на их устойчивость к истиранию, скольжению и перепадам температур
- Для разных категорий заведений применяются определенные характеристики материалов для изготовления мебели. Например, для заведений с большой проходимостью важен высокий цикл истираемости тканей (в среднем от 100 000 раз), а для спа применяем водоотталкивающие ткани.
7. Успешный дизайн должен презентовать услуги и формат заведения. Особенности кухни и отличительные черты заведения должны быть профессионально представлены в экстерьере и интерьере, а не только в меню.
Пример. Ресторан морепродуктов решил развивать второе направление — гастромаркет. Торговые стеллажи и витрины мы представили в виде арт-объектов, сделали акцент на «хлебную» зону. Удачным было решение по светодизайну, которое было разработано специально, чтобы подчеркнуть продукцию в зоне маркета. Кроме этого мы применили комфортное мягкое освещение в посадочной зоне ресторана. Еще одним приемом в дизайне стали зеркальные инсталляции, которые раскрывают новые грани в интерьере и делают все пространство более выразительным.
Еще один пример. Клиенты известного старого заведения воспринимали ресторан как «место про обеды». Но обеды — не основной источник дохода этого заведения: нужно было привлечь внимание к проходящим там винным вечерам и ужинам со стейками. Для решения задачи в интерьере мы отразили винную концепцию, чтобы гость даже во время обеда интересовался, как можно провести здесь ужин. Для этого разработали винные стеллажи с подсветкой, добавили декор, погружающий в винную тематику, эффектно акцентировали гриль-бар и в целом создали атмосферу, располагающую к вечернему отдыху. Результат: число гостей, посещающих ресторан вечером, выросло в разы.
8. Санузел и туалетные комнаты. Давно известно, что визитная карточка заведения — это его санузел. Интерьер должен быть таким, чтобы в нем захотелось сделать селфи. Одно из важных правил — дизайн туалетных комнат должен быть неординарным и уместным для формата заведения.
Например, интересно смотрятся в санузлах необычные зеркала или арт-объекты. Важно и освещение: яркий холодный свет, направленный локально сверху, может оставлять неприятное впечатление. Гораздо мягче и приятнее «работает» фоновый теплый свет.
9. Фотозоны как отдельная часть помещения уже не так актуальны, как раньше. Теперь они внедрены в общее пространство — все помещение должно быть таким, чтобы в любом его месте можно было сделать красивое фото.
Зачем в принципе пространствам места, где их гости смогут делать селфи и фотографии? Все просто — это «прокачка» сарафанного радио: такие фото обычно размещают с хештегом заведения, отмечают своих знакомых.
"Это работает на узнаваемость и популярность места, дает ему органический охват в соцсетях."
К тому же рекомендациям знакомых люди склонны верить гораздо больше, чем платной рекламе.
10. Интерьер заведения не должен повторяться в других местах. Например, одно время все рестораны поголовно использовали лофт, многие заведения были «на одно лицо». Мы рекомендуем применять определенные направления дизайна только тогда, когда они сочетаются с общим стилем. Лофт может быть использован как прием в общем пространстве и дополнен уникальными инсталляциями, арт-объектами, работающими на его узнаваемость.
«Не всегда есть корреляция между „вау-дизайном“ и суммами на ремонт»: сложности проектов
Особенности запросов для решения бизнес-задач, с которыми мы сталкиваемся в процессе дизайн-проектирования:
1. Убеждение «наверное, это ужасно дорого!» Чтобы проект был более доступным, можно использовать продукцию (мебель, декор) белорусских производителей, то есть добиваться вау-эффекта оптимальными ресурсами.
2. Ограниченные пространства. Например, в заведении низкий потолок или маленькие окна, и людям некомфортно находиться в этом месте. Ваша задача в таком случае — создать дизайн, который поменяет и атмосферу, и ее восприятие.
3. Снижение бюджета в процессе работы. Это может быть связано с кризисом, повышением затрат в других проектах. В такой ситуации вы можете упростить реализацию дизайна, даже если она уже идет. Но важно, чтобы это критично не отражалось на общей стилистике пространства.
4. Смена формата заведения в зависимости от времени суток. Многие заведения работают в разных форматах: рестобар, или утром как кафе, а вечером как бар. Решение — менять атмосферу при помощи различных сценариев света, предметов интерьера и декора, инсталляций.
5. «Неподъемные» расходы на аренду ведут к тому, что собственник старается оптимизировать время на разработку дизайна и на дальнейший ремонт. Разработка проекта заведения занимает от 1 до 3 месяцев, строительство может длиться еще полгода. Поэтому со второго этапа дизайна (через 2−3 недели, когда уже понятен план функционального зонирования) мы рекомендуем приступать к общестроительным работам.
6. Обновление интерьера без закрытия заведения на ремонт. Бывают случаи, когда владелец планирует обновить интерьер, но нет возможности закрыть заведение на полноценный ремонт. Тогда работы лучше проводить этапами в нерабочее время, с четким, спланированным графиком. Основные элементы изготавливать на производствах, а в самом заведении производить только монтаж.
7. Не всегда есть корреляция между «вау-дизайном» и суммами на ремонт. Значительная часть расходов может потребоваться на обустройство вентиляции и других коммуникаций, на электромонтажные работы. Имейте в виду: это то, что визуально в дизайне не заметно.
8. Сезонность. Для рестораторов в основном низкий сезон — после Нового года (январь — март), не считая праздничных дней. Хороший вариант — начать работу по разработке дизайн-проекта заранее, чтобы все продумать и открыть заведение в свой высокий сезон.
Источник: probusiness.io
Фото: Екатерина Балабаева
в социальных сетях